Cтратегический консалтинг — рейтинг компаний

Любой бизнес-проект, компания имеет этапы роста. Это можно сравнить с этапами ментального роста человека: детство, юность, зрелость. Быстрота перехода от одного этапа к другому и определяет в конечном итоге масштаб бизнес-успешности компании. И речь не только о наиболее общих этапах конкуренции стартапов, которые больше условно разграничены именно так, а о многих других направлениях и множестве небольших ступенек, которые компания (предприниматель) не может самостоятельно пройти, погрязая в большом количестве операционной работы или просто от незнания того, как правильней и быстрее оптимизировать свой бизнес, перенеся его на новый уровень. Помощью перехода от одного уровня к другому и занимаются стратегические консультанты.

Изначально следует сказать, что существует устоявшееся определение на рынке о "большой тройке" компаний стратегического консалтинга. Это:

McKinsey & Company

(партнерство, основанное в 1926 году, представлены 94 офисами в 52 странах, 17 тысяч сотрудников, выручка в 2012 году — $7,5 млрд.)

Boston Consulting Group (BCG)

(партнерство, основанное в 1963 году; на данный момент имеет около 5600 консультантов, 78 офисов в 43 странах, выручка в 2012 году — $3,55 млрд.)

Bain & Company

(партнерство, основанное в 1973 бывшим вице-президентом BCG и 6 партнерами, на данный момент представлены 50 офисами в 32 странах и насчитывают 5500 сотрудников)

Также существует ряд других больших и известных консалтинговых компаний, но именно эти входят в «большую тройку». Многие корпорации имеют свои консалтинговые подразделения, осуществляющие соответственно также именно стратегический консалтинг. В частности, свои подразделения стратегического консалтинга есть у каждой компании из «большой четверки» аудиторских компаний:

PricewaterhouseCoopers

(180 тысяч сотрудников, выручка в 2012 году — $31,5 млрд.)

Deloitte

(193 тысяч сотрудников, выручка в 2012 году — $31,3 млрд.)

Ernst & Young

(167 тысяч сотрудников, выручка в 2012 году — $24,42 млрд.)

KPMG

 (145 тыс. сотрудников, выручка в 2012 году — $23 млрд.)

Все 4 названных выше компаний образовались путем слияний. Большая часть (если не все) консалтинговые компании имеют форму партнерства. 4 из указанных 7-ми компаний входят в 100 крупнейших частных компаний США по версии Forbes.

Что касается других компаний, осуществляющих стратегический консалтинг, то здесь можно выделить к примеру рейтинг от Vault Inc. — 25 лучших консалтинговых компаний Европы по мнению их работников. Компании рейтинга не сортированы по количеству сотрудников, обороту, весомости клиентского портфолио или узнаваемости и репутации бренда, но в то же время данный список дает общую картину по лучшим компаниям.

Здесь также подчеркнем, что в целом по Сети (и по данному рейтингу в частности), часто выделяют такие компании как:

— A.T. Kearney;

— Roland Berger Strategy Consultants;

— Booz & Company.

Косвенное участие

Консалтингом (не стратегическим), а в определенной мере относящейся к нему занимаются и компании, занятые разработкой ПО (как например SAP, Oracle, IBM, Microsoft), так и другие (гораздо меньшие) компании. Разряд «стратегического консалтинга» от них чаще всего может заключаться в имплементации комплексных ERP-систем (системы планирование ресурсов предприятия), BW-систем (системы управления бизнес-процессами) и связанных программных решений. Как пример таких подразделений IT-компаний могут служить IBM Business Consulting Services, IBM SAP consulting services, либо вся немецкую компанию SAP AG (её специализация как раз основана на разработке собственных решений ПО для организаций; рыночная капитализация компании — $96,7 млрд., насчитывает более 66 тысяч сотрудников). Среди российских компаний примером консалтинговой компании подобного рода (имплементация ПО для бизнеса) может быть IBS Group (рыночная капитализация — около $541 млн.).

Таким образом, крупнейшими представителями в разряде основной специализации в виде стратегического консалтинга выступают компании «большой тройки». Гораздо более богатые компании, несущие в себе больше видов услуг (под аудиторским началом) также имеют подразделения стратегического консалтинга. Это часто обусловлено тем, что аудиторские услуги гораздо чаще востребованы, в то же время интеграция ERP/BW-систем (которая зачастую является большим драйвером среди прочих услуг стратегического консалтинга) является де-факто необходимостью для IPO (как и аудит). IT-компании в этом плане также развивают свои направления так как являются разработчиками предлагаемых софтовых решений. В то же время они не могут обеспечить комплексный бизнес-подход, но легко могут выступать субподрядчиками в комплексных проектах.

Прикладной аспект для малого бизнеса

Если перенестись к более прикладному выражению данной статьи, то, с нашей точки зрения, стратегический консалтинг является одной из наиболее востребованных на рынке услуг (включая малый бизнес). Проблема состоит в том, что на рынке очень мало компаний, которые действительно могут показать небольшим компаниям (включая стартапы) комплексную и эффективную стратегию для них (по модели монетизация/бизнес-процессы/трафик), запросив за это небольшую сумму.

Вопрос определения цены на услуги по стратегическому консалтингу и направлений стратегического консалтинга будет рассмотрен в другой нашей публикации.